Достопримечательности России: музеи, заповедники, парки, усадьбы, дворцы, храмы - Зимний дворец

Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Архангельское
Природные памятники России
Замковые комплексы горной Ингушетии
Архитектурные памятники
Суздаль

О нас

djДостопримечательности России и мира. У нас можно найти как познавательную информацию для туристов, так и подробные описания памятников архитектуры,культуры и природы, характеристики национальных парков, природных и культурных заповедников, узнать что происходит сегодня в охране культурно-исторического и природного наследия... .

Телефон: 945 788 88 18

email: info.kulttur@gmail.com

Зимний дворец долгое время был резиденцией императорской семьи. Хотя Александр III  и Николай II, предпочли шумному Петербургу тихие Гатчину и Царское Село.
Несмотря на большие потери понесенные после революции архитектура Зимнего дворца и сегодня остается уникальным шедевром русского зодчества.
В  здании Зимнего дворца в настоящее время располагается одна из величайших в мире экспозиций музея  Эрмитаж.

Зимний дворец по праву считается крупнейшим дворцовым сооружением Петербурга. Всего было построено в разные периоды несколько зимних дворцов, но до наших дней дошло лишь творение архитектора Растрелли.

Строительство Зимнего дворца началось по приказу императрицы Еилизаветы и шло с 1754  по 1762 годы.  Целью архитектора было создать не просто зимнюю резиденцию царствующей семьи а символ государства, недаром Растрелли говорил что он строится "для единой славы всероссийской".

В плане Зимнего дворец представляет из себя замкнутый четырехугольник в стиле борокко с обширным внутренним двором. Своим гигантским объемом и большей, чем у соседних зданий, высотой он доминирует над окружающим пространством. В громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности. Бесчисленные белые колонны то собираются в группы, особенно живописные и выразительные на углах здания, то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. Установленные на балюстраде кровли десятки декоративных ваз и статуй усиливают впечатление нарядности.

Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад Зимнего дворца, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I.

Из внутренних помещений Зимнего дворца, созданных Растрелли, сохранили стиль борокко только великолепная, поистине царская Иорданская лестница и частично Большая церковь (Придворный собор).

Парадную Иорданскую лестницу расположенную в северо-восточном углу Зимнего дворца отличает необыкновенное разнообразие декора - колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша, лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый Театр.

К числу известнейших интерьеров Зимнего дворца относилась также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Ее соединяла с парадной лестницей другая цепь парадных залов - Большая анфилада, протянувшаяся в южном направлении. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично - во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее оживлял лепной, изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшали иконы и живописные панно с изображениями библейских сцен, исполненные И. И. Бельским с братьями и И.Я. Вишняковым. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни.

Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме большого живописного плафона работы Ф. Фонтебассо, изображающего Воскресение Христово и золоченого купола.

Кроме парадных залов на втором этаже Зимнего дворца находились жилые покои членов императорской фамилии. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

В 1762 году, вскоре после восшествия на престол Екатерины II, Растрелли был вынужден подать в отставку. Отделка интерьеров Зимнего дворца была поручена архитекторам Ю.М.Фельтену, Ж.Б.Валлен-Деламоту и А.Ринальди. Они внесли ряд изменений в первоначальную планировку и оформление дворца. В 1780-1790-х годах работы по переделке дворцовых интерьеров продолжали И.Е.Старов и Дж.Кваренги. В результате были уничтожены Тронный зал и театр и устроена новая Невская анфилада, включившая Аванзал, Большой и Концертный залы.

По проекту Кваренги был создан величественный Георгиевский, или Большой тронный зал который может быть отнесен к самым совершенным интерьерам Зимнего дворца. В оформлении этого зала, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении стоял большой трон, исполненный мастером П.Ажи. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус.

В 1826 году по проекту К.И.Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, на стенах которой разместились 330 портретов генералов - участников Отечественной войны 1812 года. Большая часть портретов была написана английским художником Д.Доу.
В начале 1830-х годов О.Монферран перестроил ряд залов Зимнего дворца. Им были оформлены Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. Он же построил нарядную лестницу подъезда императрицы, украсив ее горельефами, статуями и колоннами.
работы

Пожар  1837 года почти полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего дворца, от которого остался лишь обгорелый остов. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси.

Восстановительные работы под  руководством архитекторов В.П.Стасова и А.П.Брюллова шли в Зимнем дворце два года.  Николая I  потребовал большую часть дворца  "восстановить в прежнем виде". При восстановлении наружных фасадов это требование было выполнено, так как многочисленные детали отделки, несмотря на повреждения, в основном сохранились. Намного сложнее оказались работы по реставрации интерьеров. Некоторые из них, например Иорданская лестница, Большая церковь, Концертный зал, были возрождены в прежнем виде. Однако при восстановлении большинства других помещений Зимнего дворца Стасову и Брюллову приходилось по различным причинам изменять характер декора и цветовой гаммы, вносить в отделку элементы, свойственные манере позднего классицизма.

С особенной тщательностью Стасов восстановил Петровский, или Малый тронный, зал, посвященный памяти ПетраI. Он лишь немного изменил характер обработки стен, введя вместо одиночных пилястр парные. (Серебряное золоченое тронное кресло, созданное в 1731 году в Лондоне мастером Н. Клаузеном, установлено в нем в середине нашего столетия).

Напротив, восстанавливая Гербовый зал Зимнего дворца, Стасов увеличил его размер до тысячи квадратных метров, почти полностью изменил отделку. Золоченые колонны коринфского ордера и расположенные по периметру хоры с балюстрадой придали залу значительность и нарядность. Название зала определили помещенные на торцовых стенах скульптурные группы воинов с гербами российских губерний на древках. Щитки с гербами укреплены также на бронзовых люстрах, украшающих зал.

В стиле классицизма был восстановлен Стасовым и Фельдмаршальский зал, в котором разместились портреты русских фельдмаршалов. Возрождая Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца зодчий в пропорциях и архитектурных членениях полностью сохранил замысел Кваренги. Зато цветные мраморы, которыми до пожара был облицован зал, уступили место каррарскому белому мрамору сдвоенных колонн и пилястр. Зал украсили исполненные по рисунку Стасова бронзовые литые орнаменты, золоченые люстры и мраморный барельеф, изображающий Святого Георгия Победоносца, вмонтированный в стену над тронным местом.

Наряду с этими залами Стасов восстановил и другие залы Зимнего дворца - Аванзал, Большой и Концертный залы. Всем им свойственны ясность и строгость, прекрасное чувство ритма, та художественная цельность, что отличает суть стиля классицизм. Среди них несомненный интерес представлял Большой, или Николаевский, зал, самый просторный из парадных залов дворца (площадью тысяча сто квадратных метров). Зодчий сохранил мощный коринфский ордер и пропорции интерьера, созданного архитектором Кваренги, но решил всю композицию в белом цвете со строгой росписью потолка кессонами.

Если парадные апартаменты Зимнего дворца сейчас в основном имеют архитектурный облик, приданный им Стасовым, то жилая часть дворца, обращенная окнами на Дворцовую площадь, Адмиралтейство и частично Неву, во второй половине XIX века подвергалась неоднократным изменениям. Только некоторые интерьеры, созданные или восстановленные после пожара 1837 года А.П.Брюлловым, дошли до нас в первоначальном виде. Из сохранившихся большую художественную ценность имеют Александровский и Белый залы, лестница подъезда "Ее Императорского Величества", Ротонда, Арапский и Малахитовый залы.

Особенно замечателен Малахитовый зал Зимнего дворца - единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Главным украшением зала являются исполненные в технике русской мозаики восемь сочнозеленых малахитовых колонн и столько же пилястр, два больших малахитовых камина.

В конце XIX - начале XX века стилистическое единство интерьеров Зимнего дворца постепенно нарушилось из-за появления помещений, отделанных в манерах разных архитектурных направлений. Таковы, в частности, сохранившиеся интерьеры некоторых покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, созданные по проектам Г.А.Боссе (Красный будуар) и В.А.Шрейбера (Золотая гостиная), а также библиотека Николая II (автор А.Ф.Красовский).

Среди обновленных интерьеров Зимнего дворца наиболее интересной была отделка Николаевского зала, в котором находился большой конный портрет императора Николая I работы художника Ф.Крюгера. На первом этаже дворца размещалась Сокровищница, в которой хранились императорские регалии (большая и малая короны, скипетр, держава), многочисленные драгоценности и реликвии.

Значительные работы были выполнены по благоустройству Разводной площади перед западным фасадом Зимнего дворца, где находился подъезд "Его Императорского Величества". На ней обычно проводились разводы караулов и устраивались смотры войск. В 1896 году здесь был устроен фонтан и разбит сад, который оградила узорчатая кованая решетка, изготовленная в 1898 году по проекту архитектора Р. Ф. Мельцера.

К сожалению, из-за поднятия уровня грунта для устройства сада несколько исказились пропорции западного фасада дворца. По чертежам Мельцера были также сделаны кованые решетки для въездных арок и пандусов подъездов. В целом ограда удачно дополнила ансамбль дворца, став одной из достопримечательностей Петербурга. На Всемирной парижской выставке 1900 года решетку Мельцера удостоили Большой премии.

Несколько ранее, в 1892-1894 годах, многие обветшавшие каменные скульптуры на балюстраде кровли Зимнего дворца были заменены пустотелыми, изготовленными из листовой латуни по моделям М.Г.Попова.

Copyright © 2014 Культурный мир. При использовании материалов ссылка обязательна

Рейтинг@Mail.ru