Покрова Богородицы, (Покрова что на Рву, Василия Блаженного) собор

Собор Покрова что на рву, (Собор Покрова Богородицы) более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке.

Построен в честь завоевания Казани и в память погибших воинов. Именем Василия Блаженного собор начал называть народ в честь известного московского юродивого, которого считали ясновидцем. Василий Блаженный был похоронен  у стен храма и над его гробом  в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший второе  имя собору.

В ходе военных действий с осколками развалившейся Золотой Орды,  после каждой значительной победы около стоявшей на этом месте белокаменной церкви Троицы возводилась небольшая деревянная церковь во имя того святого, память которого отмечалась в день победы. Таким образом, к окончанию войны на одной площадке оказалось восемь церквей. Участок, где ставились памятные храмы, был выбран не случайно. Здесь, на укрепленной высотке, в древности защищавшей стык Китай-города и Кремля и переправу через Москву-реку, близ Лобного места и Мытного двора, находился центр московского Торга. Здесь и построили собор Покрова Богородицы.

После победы Иван IV задумал соорудить памятник этому событию уже в долговечном материале и распорядился поставить вместо деревянных церквей каменные. Но приглашенные царем мастера — Барма и Постник Яковлев (существует гипотеза, что это одно и то же лицо: Иван Яковлевич Барма) скомпоновали на одном основании восемь столпообразных храмов, симметрично размещенных вокруг девятого, увенчанного шатром столпа — самого высокого и сложного в архитектурном оформлении. Центральный храм был посвящен празднику Покрова Богородицы, отмечавшемуся 1 октября, когда были взорваны стены Казани и город был взят приступом. Весь собор назывался собором Покрова что на Рву, из-за близости к кремлевскому рву. Строительство велось с 1555 по 1561 год.

Первоначально строителям было предложено соорудить храм Покрова Богородицы с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых отмечалась в дни основных этапов завоевания Казани. Так, 30 августа, в день трех патриархов александрийских Павла, Александра и Иоанна (северо-восточный придел) был разгромлен большой отряд татарской конницы князя Япанчи; 30 сентября, в день памяти Григория Армянского (северо-западный придел) произошло взятие Арской башни и крепостной стены города; 1 октября, в день Покрова начался решительный штурм; 2 октября, в день Киприана и Устиньи, северный придел русские окончательно овладели Казанью и т.д.), а также тех святых, которые имели определенное отношение к царствующей династии (как полагают, например, некоторые исследователи, посвящение юго-западного придела Варлааму Хутынскому связано с почитанием памяти Василия III, который, приняв перед смертью постриг, стал носить имя Варлаама. Но ради симметрии плана храма собора Покрова Богородицы зодчие отступили от наказа и ввели восьмой придел, который был посвящен эпизоду земной славы Христа - входу в Иерусалим, вызывавшему ассоциации с торжественным вступлением русского войска в Москву после казанского похода под предводительством Ивана IV.

Здание собора Покрова Богородицы возвели из кирпича — в ту пору еще сравнительно нового материала (основной размер — 28 х 14 х 8 см; из белого камня были выполнены фундаменты, цоколь и некоторые элементы декора). Строители, желая подчеркнуть, что здание кирпичное, расписали его сверху донизу «под кирпич». Вплоть до конца XVI века собор Покрова Богоодицы был самым высоким зданием Москвы (свыше 60 м) и с момента возведения сделался популярнейшим храмом города.

В основе архитектурной композиции собора Покрова Богородицы заложена четкая схема построения масс: на высоком подклете, по основным и диагональным осям относительно центральной башни размещены придельные храмы. Центральный башнеобразный объем (столп) храма Покрова Богородицы близок по решению к церкви Вознесения в Коломенском: нижний четверик переходит в восьмерик; верхний ярус последнего — звездчатый в плане — охвачен тремя рядами кокошников и заканчивается световым шатром.

По диагоналям к центральному храму собора Покрова Богородицы примыкают четыре бесстолпные, в плане близкие к квадрату церкви, завершенные пирамидами кокошников «вперебежку». Они напоминают приделы церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. По сторонам света между угловыми церквами вкомпонованы высокие восьмигранные столпообразные объемы с рядами кокошников в основаниях барабанов.

Весь собор Покрова Богородицы с самого начала не имел ясно выраженного главного фасада. Здание было рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход как снаружи, так и внутри. Снаружи это подчеркивалось первоначально одноярусной открытой галереей, окаймлявшей подклет с гульбищем наверху и симметрично поднимавшимися к нему на западе плавными лестницами-всходами на арках (объединительная роль галерей сохранялась и при последующих переделках храма).

Внутри все части здания собора Покрова Богородицы связаны между собой переходами, окружающими центральный храм. Последний также имеет наружную обходную галерею — в завершении первого яруса; на нее выводит внутристенная лестница в юго-восточной части объема. Центральный храм собора Покрова Богородицы выделяется своим оформлением: каждая грань его шатра расцвечена полихромными кафелями и украшена кокошниками, а ребра — фигурным кованым железом. На звездчатом основании шатра прежде стояли восемь белокаменных главок.

В отличие от монументального внешнего облика собора Покрова Богородицы, интерьеры его оставляют впечатление тесного лабиринта, прерываемого вертикальными пространствами раскрытых вовнутрь столпов. Самый большой из них — башня Покровской церкви (высота от пола 46 м) — имеет внутреннюю площадь 64 кв. м.

Переходы, связывающие столпы, выполняют роль своеобразной внутренней паперти, главным украшением которой являются выходящие на нее порталы церквей. Переходы в основном сводчатые, кроме западной части, которая имеет плоское кессонированное перекрытие. Этим приемом в сложном, непохожем на канонические храмовые композиции интерьере зодчие выделили притвор. Кроме трех столпов — центрального и двух западных, диагональных, где алтари имеют наружные выступы, — в прочих места алтарей отмечены лишь изнутри разнообразными по форме и глубине нишами в восточных гранях.

Сводчатый подклет собора Покрова Богородицы составленный из массивных оснований для каждого храма с камерами внутри и объединяющих коридоров, снаружи оформлен в соответствии с богатым внешним обликом здания: тонко профилированы цоколь и ниши в стенах, члененные пилястрами; помещения подклета, предназначенные для хранения государственной казны, перекрыты сводами и лишены декоративного убранства. В подклет ведет внутристенная лестница, расположенная в северо-восточном углу главного храма.

Уникальность структуры здания собора Покрова Богородицы, выделяющая его в ряду каменных столпообразных храмов XVI века, побуждала исследователей искать причины появления такого феномена. Многие из них, начиная с И. Е. Забелина, выводили архитектуру собора Покрова Богородицы из композиций деревянных храмов, численно преобладавших в допетровской Руси. Влиянием деревянной архитектуры объяснялись общая компоновка здания, граненый абрис апсид, декоративные «щипцы» («стрелы»), украшающие восьмерики, и наружная обработка ребер нижних ярусов восьмигранных башен в виде рельефных кругов, передающих в камне формы торцов бревенчатого сруба «в обло». Однако в целом решение образа храма Покрова Богородицы и его декора, вероятнее всего, результат сложного взаимовлияния обеих ветвей древнерусской архитектуры: и деревянной и каменной при  влиянии и мусульманского зодчества

В системе кокошников и машикулей, филенчатой обработке граней, в чистоте обломов карнизов, цоколей и тяг, обрамлений круглых окон и форме порталов, завершенных полуциркульными архивольтами собора Покрова Богородицы заметна прямая связь с предшествующим периодом каменного русского зодчества. И не только с ближайшими по времени произведениями, но и с возникшими на рубеже XV—XVI веков под влиянием мастеров итальянского Возрождения. Обращает на себя внимание прием кладки куполов собора Покрова Богородицы, который, как считают, выработан итальянцами. Здесь конструктивная по своей сути система сходящихся к центру изогнутых линий кирпичей, поставленных «на угол», образует видимый снизу четкий динамичный узор. Собору Покрова Богородицы присуще единство мотивов в системе архитектурного оформления фасадов и интерьеров. Правда, наружный декор столпов богаче деталями, но сходство основного приема очевидно: уступчатые ниши-филенки в обработке граней, полуколонки либо пилястры, отмечающие углы внутри и ребра снаружи, близость в решении внутренних и внешних тяг и карнизов — все направлено на выявление конструктивной сущности здания.

В 1957 году в соборе Покрова Богородицы были найдены остатки фресок XVI века, изображавших ложные окна, ромбы и кокошники, — черным по белому фону. Как декоративный элемент здесь воспринимались и черные буквы «летописи» об окончании строительства собора, написанные по белому фону фриза в основании шатра Покровской церкви.

О первоначальном внутреннем убранстве собора Покрова Богородицы известно немногое; однако, судя по остаткам росписей XVI века «под кирпич» (на стенах коридоров-гульбищ), можно полагать, что этот декоративный прием был широко использован в интерьере. Первоначальные полы в основном были кирпичными, «в елку», а в южном столпе — дубовые.

В первозданном виде собор Покрова Богородицы простоял до 1588 года, когда в северо-восточном углу, на месте участка галереи, была сооружена десятая церковь над могилой известного в Москве юродивого — Василия Блаженного. По имени этой церкви собор получил свое второе наименование. Небольшой объем храма Василия Блаженного, перекрытый крестчатым сводом, прежде венчала горка кокошников, завершенная главой, то есть его архитектурные формы (в том числе трехчастная апсида), изменившие восточный фасад собора, принадлежали уже «годуновскому стилю». К этому же времени, очевидно, следует отнести появление близ юго-восточного угла собора отдельно стоящей звонницы. Приподнятая на двухъярусном четверике, в верхнем ярусе которого размещалась церковь, она напоминала звонницу Спасо-Преображенской церкви в вотчине Годунова — Вяземах (конец XVI в.).

В 1593 году были заново сделаны маковицы над главами собора Покрова Богородицы, сгоревшие в пожаре 1583 года (с конца XVII в. их покрытия не раз менялись; современную окраску они приобрели в 1848 г.).

В 1680 году собор Покрова Богородицы - храм Василия Блаженного ремонтируют и одновременно в аркадах подклета размещают тринадцать престолов церквей, стоявших ранее вдоль рва на Красной площади на месте публичных казней времен Ивана Грозного («на крови»). Для этого часть аркады подклета была заложена. Тогда же церковь Василия Блаженного получила с севера придел, вскоре надстроенный вторым этажом. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кирпичными сводчатыми галереями на столбах. Над открытыми ранее лестницами появилась кровля на ползучих арках и четыре шатровых рундука — над площадками. Была перестроена и звонница: пролеты звона и апсиду разобрали и на образовавшемся четверике, обработанном снаружи во вкусе XVII века, возвели шатровый восьмерик. От первоначального декора в четверике уцелело прежнее обрамление перспективного портала. В этот же период появляется первая орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные своды, опорные столбы галерей и парапеты гульбищ. Роспись выходит и на наружные стены галерей. Основные башни сохраняют в это время роспись «под кирпич», лишь наличники окон украшает полихромная живопись. В 1683 году весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью — желтой на голубом фоне, — посвященной истории создания храма.

Дальнейшие изменения в облике собора Покрова Богородицы - храма Василия Блаженного произошли при ремонте собора в 1761—1784 годах. Были окончательно заложены арки подклета, в западной части которого разместили жилье для причта. Колокольню объединили пристройками со зданием собора Покрова Богородицы. Первоначальный тонкопрофилированный цоколь частично заменили грубым его повторением. Верхнюю часть придела Василия Блаженного перестроили в ризницу (довершив, вероятно, искажение верха самого храма). Первоначальный пол был перекрыт новым — белокаменным. Снаружи сняли керамическую надпись XVII века и дополнительные главки из белого камня —с центральной башни. Все здание — внутри и снаружи — покрыли «травчатыми» орнаментами. Тогда впервые в центральном храме появилась тематическая роспись (была повторена масляными красками в 1845—1848 гг.).

В 1812 году собор Покрова Богородицы был разграблен, но сразу же после войны отремонтирован. В 1817 году О. И. Бове, реконструируя Красную площадь, ремонтирует подпорную стену, выложив ее камнем и увенчав чугунной оградой, сначала только вдоль Москворецкой улицы; в 1834 году, после пробивки Масляного переулка, стена была продолжена и на южную сторону собора.

Первые попытки реставрации собора Покрова Богородицы были предприняты в 1890-х годах, когда центральный шатер освободили от железного покрытия, сделанного в XVIII веке. На нем были восстановлены изразцовые вставки, а облицовка из маломерного кирпича была заменена клинкером большого размера. На северном фасаде освободили от закладки три арки под площадками гульбища и закрыли их фигурными железными решетками.

Научно-исследовательские реставрационные работы начались в соборе Покрова Богородицы после Великой Октябрьской революции. С 1923 по 1949 год, с перерывом на время войны 1941—1945 годов, был проведен большой цикл исследований, позволивший реконструировать подклетную часть собора в ее первоначальном виде; теперь аркада вновь раскрыта, найдены и восстановлены профили цоколей столбов, поддерживавших площадки гульбища, восстановлен по всему периметру собора Покрова Богородицы сложный цоколь.

В интерьере раскрыта и воссоздана почти полностью, кроме восточного участка, фресковая роспись стен и сводов обходных галерей и площадок гульбища; в пяти башнях живопись XIX века заменена побелкой. В галерее между центральной и западной башнями освобожден от штукатурки с росписью XIX века уникальный для мировой строительной практики XVI века кессонированный потолок, на котором восстановлена первоначальная фресковая роспись «под кирпич». В четырех башнях реконструированы иконостасы по древнему образцу с иконами XVI—XVII веков. Во время реставрационных работ в 1954—1955 годах была восстановлена наружная окраска собора Покрова Богородицы «под кирпич».

В ходе реставрационных работ при частичной замене выветрившейся кирпичной облицовки стен была открыта не известная ранее в русской архитектуре система, позволявшая возводить такое сложное здание без графических чертежей. Все стены здания Собора Покрова Богородицы пронизаны деревянными конструкциями, выполнявшими роль «пространственного чертежа». Из сравнительно тонких брусьев, перевязанных между собой врубками как по горизонтали, так и по вертикали, до начала кирпичной кладки были выполнены контуры будущего сооружения и определены размеры и местоположение всех элементов его архитектурной формы и декора.

В формировании образа собора Покрова богородицы можно выделить два этапа. Первоначально собор — обобщенный символ торжественно-сказочного города — «райского града», родственного фантастическим городам на иконостасах и фресках (в источниках с конца XVI в. собор часто именуется «Иерусалимом» — возможно, здесь также имело значение то, что западный столп являлся Входоиерусалимским храмом).

Отдельно стоящие, симметрично расположенные церкви-столпы на высоком подклете ассоциировались с башнями и куполами храмов за крепостными стенами. Образу «града» соответствовала и насыщенная, но несколько суровая гамма первоначальной окраски собора Покрова Богородицы: темно-красный тон росписи «под кирпич», белые детали, зеленовато-желтые изразцовые вставки, черный тон лощеной черепицы, золото крестов. Вместе с тем в сложную систему этого образа вошли по-своему переосмысленные динамические черты шатрового храма Коломенского и идея объединения столпообразных приделов церкви в Дьякове.

<<<На главную страницу